ЛИКВИДАЦИЯ МАГАЗИНА скидка 50 % на все товары по промокоду: ДО ВСТРЕЧИ! до 30.03.2024г.
+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

Что должен уметь ребенок, чтобы понятно произносить слово?

На прямых онлайн включениях с логопедом родители часто задают такой вопрос: "Мой ребенок может повторить отдельные слоги, можно сказать, что произносит весь алфавит... Но вот дальше дело не идет, он не складывает слоги в слова, называет предметы одним слогом, например, "ба!" - вместо труба или "то" - вместо "стол". Как продвинуть речь ребенка вперед?" В рамках методики "Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи" мы обучаем специалистов и родителей справляться с этой проблемой. Для того, чтобы правильно работать с нарушением слоговой структуры слова, важно понимать, из каких отдельных задачек состоит навык правильного произнесения слова.




Давайте обсудим, что должен уметь ребенок, чтобы верно произнести слово, и как наработать необходимый навык, если умения пока нет.

1️⃣ Что нужно уметь: нужно уметь верно подбирать движение, для каждого конкретного звука. Если у малыша нет понимания, какое именно движение ему нужно сделать, чтобы получился тот или другой звук, и чем эти движения отличаются друг от друга, ребенок не будет произвольно произносить звуки. А те звуки, которые ученик не способен произнести, он, соответственно, не сможет и включать в состав слова.

Как помочь: подбирайте специфический жест и игру для каждого согласного звука, побуждая малыша сначала выполнять действие с предметом, потом показывать жест, а затем повторять и звук. Постепенно добавляйте к согласным, которые малыш произносит, вариации гласных звуков, побуждая его повторять простые слоги. Максимально уберите подсказки, чтобы малыш мог на память определить, "как играют" с тем или иным предметом, показывая жест и произнося звук. Узнать о приеме подробнее можно тут.

2️⃣ Что нужно уметь: нужно уметь различать между собой звуки на слух. Для того, чтобы расставить звуки в нужном порядке, важно четко определять отличия между ними, например, понимать, чем звук [П] отличается от звука [Б]. Тогда в нужном месте слова ребенок будет безошибочно вставлять правильный звук.

Как помочь: перемежать игры с произнесения звуков с жестовыми играми на "поиск" звуков. К примеру, раскидать по ковру два вида игрушек - кубики для звука [К] и гвоздики для звука [Т]. Попросить ребенка собрать игрушки в две корзинки, ориентируясь на ваши звуковые инструкции. Попросите его: принеси [Т], а теперь [К]. Если малышу не удается выполнять задание только со слуха, научите его подбирать необходимый жест к звуку, который он слышит, и уже после этого находить игрушку. Так он сможет как бы "щупать" входящий звукой поток руками и лучше концентрироваться на том, что слышит. Начинайте с разных по звучанию согласных, таких как [П] и [Ш], постепенно переходя к близким фонемам, таким как [Ж] и [Ш].

3️⃣ Что нужно уметь: нужно владеть навыком двигательного переключения с одного слога на другой. Взрослым кажется вполне естественным произносить длинные слова, фразы и тексты, ловко чередуя между собой слоги, распределяя дыхание. Однако малыш осваивает двигательный рисунок слова с нуля, и часто ему, как взрослому при освоении сложной хореографии, нужно многократно повторить "связки" движений внутри слова, прежде чем навык станет автоматическим.



Как помочь:
 "выложите" перед ребенком схему слова, используя специфические предметы, которые обозначают тот или иной звук. Например, для слова "каша" это будет последовательность из кубика (звук [К]) и шарика (звук [Ш]). Всего в схематическом ряду может быть 6-7 повторов одного слова. Попросите малыша показывать пальцем на предмет и называть звуки, с которыми мы играем с выложенными объектами.

В конце ряда приготовьте одноименную игрушку или предмет, например, кашу или кофе, чтобы малыш, многократно отработав переключение со слога на слог, увидел, что именно он назвал. Узнать, какие конкретные жесты мы используем для разных звуков, можно ТУТ и ТУТ.



4 Что нужно уметь:
 нужно слышать мелодию и ритм слова, чтобы объединить несколько слогов в правильный ритмический рисунок. У слова мо-ло-ко есть четкая произносительная мелодия, такая же мелодия есть у каждого слова.

Чтобы малыш организовал доступные слоги в произносительную последовательность, он должен слышать и удерживать ритм и мелодию конкретного слова, и не путать его с другим. Мелодию можно назвать ниточкой, на которую нанизываются отдельные бусинки-слоги, образуя гирлянды слов, предложений, текстов.

Как помочь: простукивайте с ребенком простые и более сложные ритмы, танцуйте под песенки и ритмичные мелодии, повторяйте связки из нескольких крупных движений под музыку, развивая ритмическое чутье у малыша.

А чтобы избежать "рубленой" речи по слогам, можно также пропевать слово на простую мелодию, сопровождая пение жестом для каждого согласного звука. Простые песенки для тренировки плавного произнесения слов вы можете отыскать на нашем музыкальном диске "От звука к слову".


Предлагаем вам посмотреть небольшое видео о том, как работают перечисленные методы на практике. Приятного просмотра!


❤Надеемся, что в этой статье вы нашли для себя ценную информацию. Если так, не забудьте поделиться публикацией в своих социальных сетях, чтобы донести новые идеи до коллег и вовлеченных родителей!

 

Читать статьи на похожие темы:

 

С этим товаром покупают также