+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

      

Сенсорные симптомы, которые сигналят об особых потребностях ребенка

С момента появления на свет малыш активно демонстрирует свой характер. Часто мы пропускаем "сенсорные симптомы", которые сигналят об особых потребностях, списываем специфику ребенка на невоспитанность, плохое воспитание или «дурной» нрав, который передался по наследству «от дедушки». Малыш может капризничать, замыкаться, быть гиперподвижным или, напротив - апатичным и слишком медлительным. В такие моменты родителю важно снять розовые очки и внимательнее взглянуть на подобные симптомы. Это позволит обнаружить ту или иную сенсорную потребность малыша, понять, что лежит в основе того или иного действия, а значит – помочь наладить и отрегулировать поведение ребенка.

Сенсорных симптомов великое множество, мы же выделили 10 наиболее часто встречающихся.
Материал подготовлен специалистами сенсорно-двигательного зала "Шалтай-Болтай" на основе англоязычной статьи.

1️⃣ Ребенок избегает лишних движений, очень осторожен, не любит детские площадки и подвижные игры.
Это может сигналить о том, что у малыша вестибулярные и проприоцептивные сложности: ему трудно удерживать баланс, анализировать информацию, которая поступает от собственного тела. 

Именно поэтому он паникует, оказавшись в необычной среде, чувствует себя небезопасно, избегает подвижных забав.
2️⃣ У ребенка отторжение вида еды, может быть отрыжка, рвота.

Такой симптом может говорить о сенсорной перегрузке области рта. В этом случае необходимо проконсультироваться со специалистами и ни в коем случае не стоит насильно кормить ребенка, так вы усилите текущие симптомы и рискуете закрепить их.

3️⃣ Малыш часто ходит на цыпочках.

Возможно, это говорит о тактильной чувствительности ступней, а также проприоцептивных или вестибулярных трудностях. Не стоит запрещать ходить на цыпочках, а имеет смысл проконсультироваться со специалистом и начать воздействовать на причину. Для этого потребуется ввести в жизнь ребенка комплекс упражнений и игр, которые помогут ему развить вестибулярную и проприоцептивную чувствительность, снизят тактильную чувствительность стоп, помогут научить ребенка правильно ставить стопу и опираться на нее без дискомфорта.

4⃣ Чересчур  неловкий, неуклюжий ребенок.

Он может врезаться в стены и двери, часто терять равновесие, падать на ровном месте. Эти симптомы также свидетельствуют о трудностях с обработкой проприоцептивной или вестибулярной информации.

5⃣ Ребенок не любит скопления народа, прячется на праздниках, вечеринках, избегает их.

Часто такое поведение может говорить не о закомплексованности или замкнутости малыша, а служить сигналом повышенной чувствительности к шуму, свету и/или прикосновениям людей. Находясь среди большого скопления людей в суматохе и шуме, такой ребенок испытывает физический дискомфорт. Возможно, и вы чувствовали что-то подобное в час пик в метро или впервые оказавшись на рок-концерте, где гремела резкая музыка. В таких ситуациях имеет смысл не только работать над десенсибилизацией (снижением чувствительности) к травмирующим ощущениям, но и озаботиться приобретением специальных вещей, которые позволят ребенку чувствовать себя комфортнее прямо сейчас.
Например, плотные наушники или беруши помогут приглушить громкие звуки, перчатки или толстая кофта - понизят чувствительность кожи к внешним воздействиям и так далее.

6⃣ Малыш предпочитает тесную одежду.

Возможно, таким образом он пытается получить дополнительную проприоцептивную стимуляцию - стимулирует глубокие ощущения, которые поставляет ему собственное тело. Такие детки часто любят пролезать в узкие щели, прятаться за диваном или под кроватью, заматываться пледами. Важно не только позволять ребенку получать недостающие ощущения, но и получить консультацию специалиста, который объяснит, какие приемы можно использовать, чтобы стабилизировать ситуацию.

7⃣ У вас "дикий ребенок".

Он всегда прыгает, бегает, толкается, дерется.
Зачастую такое поведение является попыткой получить недостающие вестибулярные и проприоцептивные ощущения. Важно создать среду, которая будет "легально" поставлять ребенку недостающие ощущения, насыщать и успокаивать его. 

8⃣ Любитель быстрых телешоу.

Возможно, ребенок любит только яркие, быстрые, мелькающие телевизионные программы. Вероятно, у ребенка есть потребность в дополнительной визуальной стимуляции.

9⃣ Ребенок кусает игрушки или людей без провокации (не ожидая эмоциональной подкрепляющей реакции от партнера).

Возможно, это поиск интенсивной проприоцептивной (глубокой) стимуляции. Помощь специалиста по сенсорной интеграции в таком случае необходима, потому что часто подобный поиск обрастает и поведенческими моментами, и скорректировать его становится сложнее. Родителям важно понимать, как правильно реагировать на подобное поведение, определиться, каким способом дать ребенку возможность получать необходимые ощущения, с одной стороны, и ограничить проявления в социально неприемлемых ситуациях - с другой.
🔟 Ребенок может не замечать, когда с ним говорят, что к нему обращаются.

Зачастую приходится повторять инструкции, чтобы ребенок услышал их. Опять же, не стоит сразу списывать поведение ребенка на замкнутость и дурной нрав. Понаблюдайте за малышом. Зовите его в высокомотивационных ситуациях с разного расстояния, используя более и менее высокий тон голоса. Ваши наблюдения должны дать результат. Вполне вероятно, вы увидите, что у ребенка присутствуют трудности с обработкой аудиальной информации, гипосензитивность (пониженная чувствительность к восприятию звуков). А это значит, что он и рад бы вас послушать, но ему это объективно сложно. Под руководством специалиста с использованием вспомогательных техник и средств эту ситуацию также нужно попытаться стабилизировать.

Консультацию со специалистом по сенсорной интеграции можно пройти в сенсорно-двигательном зале «Шалтай-Болтай».


🔔У каждого ребенка могут быть свои особенности, которые важно вовремя заметить. Поделитесь статьей со своими друзьями в соцсетях, им тоже будет полезно об этом узнать.


ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ