+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

      

Вопрос недели. Ребенок в год и девять месяцев говорит всего 10 слов. Что делать?

Мы открываем рубрику «Вопрос недели», в которой будем выбирать самый интересный из ваших вопросов и отвечать на него. Вы можете писать свои вопросы в комментариях под еженедельным постом в социальных сетях. Обратите внимание, что ответы носят консультационный характер и не могут заменить личную консультацию специалиста. Поехали!

Сегодняшний вопрос: «Здравствуйте. Моему ребенку 1,9. Говорит 10 слов, но для коммуникации использует редко. Подскажите, что делать? Какие пособия приобрести?»

В целом, 10 слов в активном словаре может быть вариантом нормы в этом возрасте. Поэтому мы бы рекомендовали вам сконцентрироваться на оценке состояния речевых предпосылок малыша. Это поможет понять, стоит ли вам "бить во все колокола" или можно спокойно ждать, пока малыш подрастет. Подумайте, общается ли ребенок, используя доречевые средства: взгляд, жесты, мимику? Комфортно ли ему в своем теле? Ловок ли он? Повторяет ли действия окружающих? Понимает ли обращенную к нему речь? 

Если на все эти вопросы вы не задумываясь ответили «ДА», мы посоветуем вам продолжать обогащать пассивный словарный запас малыша, развивать его двигательную сферу и ждать так называемого «лексического взрыва» - момента, когда ребенок начнет стихийно употреблять всё новые и новые слова.
Если же вы увидите недоразвитие на уровне предпосылок речи, мы настоятельно рекомендуем вам показать малыша специалисту.

Давайте разбираться. Как оценить развитие предпосылок речевого развития у малыша?

✌❓Проверьте, общается ли ребенок, используя доречевые средства?

Прежде всего, стоит вспомнить, что речь – это инструмент для общения. А общаемся мы не только с помощью слов, еще используя неречевые средства: взгляд, жесты, мимику, движения, картинки. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание – сохранна ли у ребенка коммуникативная сфера. То есть общается ли он с помощью неречевых средств.

➡ Как он просит вас о чем-то? Может быть, показывает на то, что хочет, пальцем или обозначает желаемое жестами? Показывает картинку в надежде получить то, что на ней изображено? Смотрит то на вожделенный объект, то на вас, и побуждает вас достать желаемое? Зовет вас и показывает, чего хочет? Когда он произносит 10 слов, которые есть в активном словаре, зачем он это делает? Чтобы получить объект, который называет? Обычный ребенок в течение получаса просит множество раз. Понаблюдайте за вашим малышом. Чего он хочет прямо сейчас? Как он просит вас о желаемом?
➡ Привлекает ли ребенок ваше внимание к тому, что его заинтересовало? Обычно в таких случаях малыш показывает на что-то впечатляющее взглядом и/или рукой, переводит взгляд на вас и ждет вашей реакции. А когда вы показываете ему что-то важное и интересное, он отслеживает, на что именно вы обратили его внимание и эмоционально реагирует на это. Умение устанавливать совместное внимание – основопологающий компонент общения.

Понаблюдайте за вашим ребенком. 
Следит ли он за вашим взглядом, жестами, смотрит ли в глаза, когда вы показываете ему что-нибудь интересное? Как часто он привлекает ваше внимание к интересному: словом ли, взглядом или жестом – не важно.  

 
➡ Делает ли ребенок что-нибудь вместе с вами? Способность к кооперативной, совместной деятельности – еще одна составляющая процесса коммуникации. Например, мама берет кружок от пирамидки, а малыш, не дожидаясь просьбы, подставляет штырек, чтобы надеть колечко. Или вы несете посуду на кухню, а малыш, видя это, открывает вам дверь. Все это - примеры кооперaтивного мышления.



Включите это видео. Обратите внимание, эксперементатор не просит малыша помочь ему. Каждый раз идея помочь взрослому приходит к ребенку изнутри, когда малыш понимает, что собеседник не справляется с ситуацией. Тогда карапуз оценивает ситуацию, определяет проблему и помогает взрослому ее решить. Проведите аналогичные пробы с вашим малышом. Оцените, понимает ли он, что вам нужна помощь? Как часто он оказывает ее?

💪🤸‍♂Оцените, как ребенок владеет своим телом?

Второе, о чем нужно помнить, что общение - это взаимодействие двух людей. Главный инструмент, с помощью которого мы устанавливаем контакт с окружающими – наше тело.

➡ Важно понять, комфортно ли ребенку в своем теле, нет ли у него трудностей с обработкой и приемом информации от органов чувств? Чтобы понять это, можно пройти опросник и определить, есть ли у карапуза сенсорные симптомы, которые сигналят об особых потребностях ребенка.

➡ Оцените, оответсвует ли его сенсомоторное развитие норме? В этом поможет таблица из книги Эрнста Кипхарда, которая называется "Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет".

➡ Нет ли у ребенка сложностей с управлением своим телом, может ли он повторить за вами разные движения по просьбе? Повторяет ли он за другими разные действия с предметами? Может причмокнуть ртом, высунуть язык или повторить по просьбе другое артикуляционное действие? А какой-нибудь звук или слог? Последовательность из нескольких разных слогов? Например му-ка? Или ды-ня?

🗣💭Оцените, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.

➡ Оценить словарный запас ребенока этого возраста поможет книга Ольги Громовой, которая называется "Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. Рекомендации, игры, упражнения".
 
➡ Оценить понимание фразовой речи помогут простые пробы. Чтобы их провести, разговаривайте с малышом небольшими предложениями, которые состоят из 2-3 слов, раз от раза меняя порядок слов в предложении и заменяя одно слово другим.

Например, попросите: «Дай ложку». А чуть позже скажите: «Положи ложку». Следом дайте инструкцию: «Отнеси ложку папе». И в конце: «Отнеси книжку папе». Старайтесь не использовать  жесты, когда говорите - они служат подсказками малышу. Также лучше не смотреть на предмет, о котором идет речь, чтобы ребенок мог ориетироваться исключительно на  речь. Постепенно усложняйте предложения. Если ребенок выполняет инструкции, состоящие из 3-4 слов, значит понимание речи у него соответствует возрасту. 

Подведем итог. 

Вам стоит проконсультироваться с психологом и сконцентрироваться на выработке мотивов для общения, если:

  • Ребенок не просит вас совсем или просит только криком, или просит крайне редко.
  • О не устанавливает совместное внимание и не оказывает помощь партнеру по игре, если это необходимо.
Если сенсомоторная сфера ребенка тоже запаздывает в развитии, стоит проконсультироваться со специалистом по сенсорной интеграции.

Если малышу сложно подражать вашим действиям, он имеет скудный словарный запас, плохо понимает обращенную речь, стоит показаться логопеду. 

👍👍В том случае, если логопеды в вашем городе не работает с малышами вашего возраста, вы всегда можете взять скайп-консультацию у нашего специалиста, получить план действий и начать развивать вашего малыша.


🎬 Если ребенок по вашим наблюдениям совсем не использует слова и фразы, чтобы попросить вас о чем-то, то вы можете приобрети практикум «Формирование понимания речи через ее использование» и понять, куда двигаться дальше.

🎬Если карапуз повторяет за вами действия, игры, движения, но не повторяет звуки, слоги и слова – вам поможет практикум «Формирование моторной стороны речи неговорящих детей». Из него вы узнаете, как в форме игры, без давления и слез научить малыша произносить слова и фразы.

📕Что еще почитать? 

С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова, Т.В. Ермолова, 
О.Е. Смирнова "Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст".


Джинн Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.


Желаем успеха вам и вашему малышу!

📮📲Если вы боитесь потерять статью на просторах интернета, или у вас есть друзья, которым тоже есть, о чем спросить наших специалистов, поделитесь этой публикацией в социальных сетях.



 



ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ