+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

Дидактический материал для работы со слоговой структурой слова

Освоение речи – процесс трудоемкий, и хотя мы знаем, как важно, чтобы малыш не потерял к нему интерес, часто не совсем понимаем, как этого достичь. В рамках метода "Запуск речи неговорящих детей" специалист вызывает первые слова у ребенка с "опорой" на жест - это значит, что ребенок сначала учится повторять за логопедом отдельные звуки, "помечая" их тем или иным жестом, а следом - упражняется в чередовании освоенных звуков, "собирая" из них слова.

Однако для того, чтобы произносить новое слово, не задумываясь, малышу предстоит пройти большой путь. Если кратко, то чтобы автоматизировать навык, он должен повторять изучаемое слово ежедневно не менее 20 раз, постепенно отвыкая от жестовой подсказки. Часто в процессе такой работы ребенок теряет интерес, ему становится скучно. И вот вы в который раз просите повторить слово, а малыш отворачивается от вас. Чтобы избежать подобных ситуаций, хорошо использовать речевые игры, в которых есть соревновательный элемент. Они подстегивают интерес ребенка, как бы между прочим помогая ему упражняться в отработке нужного слова.

Одна из наших любимых речевых игр - "Произносительное лото". Это универсальная игра, придуманная для логопедов, но подходящая не только детям с речевыми трудностями, но и нормотипичным ребятам. Для этого в игре предусмотрено несколько вариантов правил - классический и речевой. В зависимости от поставленных целей можно подобрать подходящую для вашего малыша вариацию.  

Набор состоит из 7 магнитных полей лото и 42 карточек к ним. Для удобства поля помечены цифрами от 1 до 7, где на 1 поле проиллюстрированы слова самого простого уровня произносительной сложности, а на 7 – самого сложного. Такая иерархия позволит взрослому правильно организовать материал и каждый день продвигать речевое развитие малыша вперед. Для родителей в наборе приготовлена подробная инструкция, составленная логопедом.

Как играть с "произносительным лото»?

Итак, перед началом игры убедитесь, что ребенок знает и может произнести все слова из выбранного уровня (возможно, поначалу он будет помогать себе жестом). Если какое-то слово дается малышу тяжелее других, в его произнесении нужно дополнительно практиковаться. Для этого прикрепите магнитные карточки с трудными словами на видное место, например, на холодильник и старайтесь повторять их многократно каждый день, создавая для этого подходящие ситуации. Можно прятать картинки в неожиданных местах (стиральная машинка, полка с одеждой, ванная), а отыскав - «удивляться» и называть их.

Если малыш пока произносит только одно слово, он может просто указать расположение предмета на поле и назвать его. Позже, когда речь существенно продвинется вперед, побудите его ответить предложением из двух слов: "Вот сок", "Вот кот", "Вот вода". Когда ребенок соберет все карточки на поле, спросите его о расположении каждой, побуждая произнести шесть слов или шесть предложений подряд. В зависимости от уровня развития речевых возможностей, ребенок может отвечать с помощью изолированного слова или предложения из двух слов.
Если вы играете вдвоем с ребенком, то постарайтесь, чтобы ребенок как можно чаще оставался "в выигрыше". Если участников игры больше – победителем становится первый, у кого все изображения на поле оказываются закрытыми. А для того, чтобы интерес малыша к игре не угасал, старайтесь почаще предоставлять ему победу. Придумайте классный приз для победителя, и малыш будет готов часами напролет совершенствовать свои речевые способности.

Как можно усложнить игру:

➡️ Когда ребенок хорошо освоил лексику на том или другом уровне, делегируя роль ведущего, и поменяйтесь ролями, побуждая ребенка задавать вам вопросы.
➡️ Увеличьте количество игроков, пригласив к игре других детей, тем самым вы приучите ребенка использовать слова в общении со сверстниками (ведь часто между собой дети с речевыми сложностями обходятся жестами) и добавите азарта в игровой процесс.
➡️ Если ребенку доступна лексика 1 и 2 уровня, возьмите поле и для ведущего, и для ребенка и передавайте роль ведущего от одного к другому по ходам.
➡️ Увеличьте количество игроков, пригласив к игре других детей, тем самым вы приучите ребенка использовать слова в общении со сверстниками (ведь часто между собой дети с речевыми сложностями обходятся жестами)

Приобрести "Произносительное лото" можно ТУТ.
Вы можете сделать аналогичное лото своими руками.
Для этого нужно подобрать и сгруппировать картинки по уровням произносительной сложности:

1⃣ Мак, сок, кот, суп, дом, бык.

2⃣ Ваза, муха, каша, дыня, лиса, пони.

3⃣ Вода, гуси, бусы, жаба, коза, сова.

4⃣ Кубики, собака, малина, сапоги, лопата, машина.

5⃣ Петух, лимон, вагон, замок, диван, носок.

6⃣ Кофта, шапка, банка, тапки, санки, белка.

7⃣ Шкаф, стол, гном, слон, флаг, блин.

Часто один предмет можно называть, используя разные слова. Например, «машина» и «автомобиль». Смысл от этого не поменяется, а вот произносительная сложность слова – изменится. Поэтому следите за тем, чтобы ребенок, играя в произносительное лото, использовал слова нужной нам слоговой структуры.

Если у ребенка нет произносительных проблем, в лото можно играть по классическим правилам. Это удобно, ведь все карточки примагничиваются к полям, а значит - не растеряются, и игра прослужит вам долго, как дома, так и в дошкольном учреждении. Старая добрая игра в лото укрепляет эмоциональный контакт между игроками, учит участников соревноваться, переживать победу и поражение, тренирует усидчивость, наблюдательность и внимательность.

🦋🐱Самое главное, чтобы ребенку было интересно, тогда у него появится желание запоминать новые слова и совершенствовать свои игровые навыки. Делитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях, чтобы и другие родители и специалисты познакомились с нашим материалом и включились в игру!


ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ