Гласные или согласные? С чего начинать работу по вызыванию речи?
В рамках методики "Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи" (узнать подробнее о методике можно ЗДЕСЬ) начинать вызывать речь у неговорящих малышей стоит с первых согласных звуков. У логопедов с академическим образованием часто возникает вопрос: почему с согласных? Ведь в рамках классической дефектологической школы сначала вызываются гласные звуки и только после этого переходят к согласным.
В этой статье рассказываем о трех веских причинах, из-за которых мы рекомендуем начинать работу по вызыванию речи именно с согласных звуков.
1️⃣ Во-первых, именно согласные звуки являются смыслоразличительными, а следовательно, более значимыми для реализации основной - коммуникативной - функции речи.
2️⃣ Во-вторых, вызвать согласные звуки технически проще для логопеда, а значит процесс пойдет быстрее.
Дело в том, что произнесение гласных звуков между собой отличается разным объемом ротовой полости и положением гортани у человека. Хотя кому-то, может, и кажется, что отличия между гласными обеспечивает положение губ. Давайте поставим эксперимент. Попробуйте зафиксировать губы в одном положении, широко открыв рот, и отчетливо произнести основные гласные: А, О, И, У, Ы, Э. Неидеально, но у вас получилось. Вот мы и доказали, что различия между гласными определяются именно положением гортани и объемом ротовой полости, а положение губ лишь оформляет звук, делает его звучание более отчетливым.
Получается, что технически вызвать гласные звуки гораздо труднее, чем согласные, ведь специалист не имеет возможности воздействовать на гортань ребенка, моделируя нужное положение артикуляционных органов руками. А при произнесении согласных звуков, в которых преграда образуется с помощью изменения положения языка, губ и других артикуляционных органов, такая возможность есть.
3️⃣ Третья причина кроется в том, что в 50 процентах случаев вызывать гласные после согласных не потребуется.
Большая часть детей следом за вызванным согласным звуком непроизвольно произносит гласный звук, так как, "включив" связки, гораздо проще произнести слог с гласным ([БА]), а не изолированный звук ([Б]). Таким образом, на практике мы видим, что половина деток подставляет необходимые гласные во время произнесения того или иного слова "со слуха", и вызывать их в этом случае не потребуется.
Вы спросите: "А что делать с другой половиной учеников, если основные согласные вызваны, но гласный звук "со слуха" так и не пошел"?" Отвечаем: "Вызывать гласные отдельно и вводить их в слог с опорой на чтение!" Как именно?
Об этом мы расскажем в следующей статье! Не забывайте делиться записью с друзьями на своих страничках в соцсетях, так мы поймем, что тема нужная и интересная, и скорее напишем продолжение.
Читать статьи на похожие темы:
- Особенности 1 модуля дистанционного курса онлайн обучения логопедов и дефектологов в «Школе игровой логопедии»
- Тревожные сигналы, указывающие на нарушения развития детей от 0-3 лет
- Игра и речь. Как научить ребенка повторять звуки?
- Как улучшить память ребенка?
- Неочевидные тренажеры для развития артикуляции
- Как найти общий язык с ребенком?
- 5 секретов, как помочь крохе начать говорить