🍁😜🍁 Скидка 10% по промокоду «ГУЛЯЕМ» для заказов от 5000руб 🍁😜🍁
+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

Игры для запуска речи: 7 новых звуков и жестов

Напомним, в какой ситуации нужно использовать жесты:

Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе.

Как понять, что нужно "связываться" с жестами:

Если вашему малышу больше полутора лет, а он не спешит повторять за взрослым слоги и слова, очевидно, стоит поиграть с ним в подражательные звуковые игры с использованием жестов. Такие игры снимут у ребенка страх перед речью, снизят речевой негативизм. Работа над вызыванием звуков с опорой на жест особенно показана ребятам с диагностированной моторной алалией, общим недоразвитием речи 1-2 уровней, неговорящим деткам с аутизмом, которые все еще не повторяют слова по инструкции, но при этом уже умеют копировать движения взрослого.

‼Как вводить жесты?

Технология введения цифрового жеста предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите крупный камушек и таз с водой. 

Постучите кулаками друг об друга, произнося звук [Д], а после этого - бросьте камень в воду. Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориентироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание.

Познакомиться с играми и жестами для звуков: [В], [Д], [К], [Ф], [Ш], [П] можно ТУТ. Сегодня мы двигаемся дальше и делимся новой подборкой звуков и игр.

🎾 Звук [Б]🎾
Материал: вам потребуются мячики. В зависимости от предпочтений малыша это могут быть сенсорные мячи - подойдут для деток с выраженными сенсорными потребностями, мячики для пинг-понга - для тех, кто любит кидаться. Вы можете сшить мячики, набив каждый из них сенсорными материалами - крупой, горохом, фасолью.

Ход игрыПоместите не менее 6-ти мячиков в прозрачный контейнер с крышкой так, чтобы ребенок видел игрушки, но без вашей помощи не мог добраться до них. Открыв контейнер, постучите кулачком по щеке и произнесите звук [Б]. В зависимости от веса мячей можно кидать их в стены, потолок, а более тяжелые -  катать по наклонной поверхности, сбивать ими кегли или кидать в цель.
🌬Звук [С]🌬
Материал: вам потребуется коробка с манной крупой или нарезанный пенопластовый утеплитель. Лучше расстелить большую клеенку и усесться на нее, так вам будет проще убраться после завершения игры.

Ход игры: Подставьте раскрытую ладонь под подбородок и, высунув язык, "подуйте" через него, произнося звук [С]. Так малыш увидит положение вашего языка и ему будет проще повторить его. Если ребенок может скопировать этот звук с убранным языком - отлично, произносите [С] нормативно. Наберите в ладонь манку и сыпьте ее в коробку после произнесения звука - на ладошку малыша. Либо насыпьте манку прямо к себе на ладонь и сдувайте ее с ладони, приложенной к подбородку, произнося звук [С] (через высунутый язык).
Если ребенок находится на безглютеновой диете, или вы по каким-то другим причинам не хотите использовать манную крупу, можно воспользоваться небольшими кусочками нарезанного пенопласта, сдувая его с ладони и произнося звук [С]. А если подуть в саму коробку с такими кусочками, начнется целая "снежная буря" - кусочки пенопласта станут подпрыгивать и кружится в потоке воздуха, забавляя малыша.

🐻Звук [М]🐻

Материал: Возьмите небольшие кусочки из мягких материалов - ткани, меха, фетра.
Ход игры: прикладывайте одной рукой к щеке мягкую ткань, а другой рукой просто плавно гладьте себя снизу вверх по другой щеке, приговаривая звук [М].

🔨Звук [Т]🔨

Материал: для этой игры подойдут игрушки со штырьками. Это может быть набор гвоздиков и молоточек, или вот такая или такая или даже такая горки с шариками. Для деток, которые любят тактильные ощущения, можно налепить "гвоздиков" из пластилина и прикрепить их на  пол или стол.

Обратите внимание, если вы связывали звук [Б] с мячами, в этой игре выбирайте материал с гвоздиками, чтобы не путать ребенка, у которого мяч ассоциируется со звуком [Б].

Ход игры: Постучите тыльной стороной ладони по столу и громко произнесите звук [Т]. После этого забейте гвоздики или шарики молоточком. Если гвоздики или шары легко входят в отверстия, то можно сразу забивать их тыльной стороной ладони, не используя молоток.

🐞Звук [Ж]🐞

Материал: вибрационная игрушка - жук, инерционная машинка или любая другая игрушка с вибрацией.
Обратите внимание: если вы связывали звук [В] с игрой в машинки, то в этой игре вам нужно выбрать жука или другую вибрационную игрушку, но ни в коем случае не машинку - ведь эта игрушка ассоциируется у ребенка со звуком [В].

Ход игры: разверните ладонь "ковшичком" вверх и вращайте ее перед собой в горизонтальной плоскости, произнося звук [Ж]. После этого - запускайте жука или машинку.

🙌Звук [Н]🙌

Материал: малярный скотч или жвачка для рук.
Ход игры: прикрепите скотч или жвачку на свои ладошки, предложите ребенку что-то, чего он не хочет, и помогите ответить: "Не-не-не", - просовывая язык между зубами (если ребенок может произнести звук не утрировано, сразу давайте ему нормативное произнесение в качестве эталона). В момент произнесения звука [Н] двигайте раскрытыми на ребенка ладонями перед собой. Попросите малыша также выставить свои ладошки и присоединить их своим, как бы "прилипая" к вашим рукам.
Если этот звук далеко не первый, вы можете обойтись только жестом без использования подручных материалов.

🐝Звук [З]🐝

Материал: вибрационная щетка или яркие прищепки

Ход игры: сомкните руку в кулак, выставьте указательный палец, сделайте "вибрационное" движение - "комарик летит", как будто хотите ужалить ребенка. Произнесите звук [З].
Если вы играете со щеточкой, нежно притроньтесь включенной щеткой к ручкам ребенка - комарики кусают, нужно убегать. Если вы играете с прищепками - прикрепите одну из них к одежде ребенка и покажите, как можно снять прищепку (убрать комарика).

Чтобы вызвать каждый из описанных звуков, четко соблюдайте следующие этапы введения звука во всех перечисленных играх:

1️⃣ этап. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет - на этом этапе не важно.

2️⃣ этап. Второй шаг - "притормозите" на очередном витке игры, побуждая ребенка "просить" вас продолжать, показав своей рукой жест, характерный для этого звука. Вы можете помочь ребенку сделать жест, используя физическую подсказку. Важно, что на втором этапе мы не настаиваем на том, чтобы ребенок произносил звук. Важен только жест, который он самостоятельно выполняет. Звук же произносит взрослый.

3️⃣ этап - когда ребенок побуждает вас продолжать игру, используя жест, попросите его сделать "погромче". Если ребенок "на эмоциях" подключает к жесту и звук - игра продвигается веселее: машинка едет быстрее, шарик летит выше, гаснет не одна свечка, а целых три! Если ребенок не озвучивает игру, пока не стоит акцентировать на этом внимание, подождите 3-5 секунд и произнесите звук самостоятельно.

🎪На занятиях по вызыванию речи мы играем много и с пользой, подбирая для каждого малыша именно те активности, которые ему любопытны. Расскажите о наших играх и способах вызывания звуков через игру своим друзьям в социальных сетях. Им будет полезно, а нам - приятно!