Уважаемые посетители сайта! Магазин закрыт и товары не  доступны для покупки. Доступны новые материалы:  Дистанционное обучение специалистов: https://igrolog-school.ru Клуб «Компетентный Родитель» помогает родителем с особенными детьми изменить их жизнь к лучшему. Мы проводим дистанционное обучение поведенческой ABA-терапии для детей с аутизмом, ОВЗ, СДВГ. https://comparent.ru Логопедические центры «Территория речи» http://speech-area.ru/projects/shkola-igrovoj-logopedii Продукцию можно приобрести на озон (товар будем добавлять) по поиску бренда «Школа игровой логопедии» Более подробную информацию вы можете получит,   написав письмо на эл. адрес:  info@motivation-shop.ru
+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

Как организовать комфортный праздник для трудного малыша?

Последние пять лет в центре «Территория речи» мы делаем простые и динамичные Елки, участие в которых доставляет удовольствие и большим, и самым маленьким деткам, приносит удовлетворение родителям, а главное - доставляет радость нам самим. Иногда мы в шутку называем наши Елочки «тренировочными» - на них дети как будто тренируются в посещении публичных мероприятий. А через некоторое время ребята осиливают и участие в праздниках  традиционного формата. О том, какие десять шагов нужно совершить, чтобы организовать доступный праздник рассказываем в этой статье.

Шаг первый. Откажитесь от традиционного новогоднего формата в пользу квеста-бродилки.

В  мире Кидзаний и скалодромов, компьютерных игр и ярких приложений порадовать ребенка, зажигая елочку и читая Деду Морозу два стишка, вряд ли удастся. Изменился мир, в который приходят наши дети, и изменились их запросы.



Поэтому первое, что мы сделали - это  отменили «зрительный зал» - теперь дети и родители стали активными участниками процесса. Весь праздник мы организуем в виде квеста, где на «станциях» каждый участник выполняет простое и веселое действие и чувствует себя молодцом. Обычно в начале пути детей встречают сказочные персонажи, сообщают, что у них есть какая-то проблема, которая мешает радостно встретить Новый год, приглашая ребят помочь.

На наших Елках чего только не случалось... Как-то раз собака потеряла свою подругу птичку, и мы ходили по волшебному лесу, встречая разных героев, помогая зверям найти пропажу. В другой раз - медведь на глазах детей украл у Деда Мороза мешок с подарками, и от станции к станции мы их искали, по ходу помогая лесным зверям готовиться к встрече праздника. Пару лет назад Деда Мороза неизвестные злодеи вообще закрыли в пещере, и он с большого экрана просил ребят найти и выпустить его. Первый и важный шаг - сформулировать фабулу сюжета бродилки максимально простыми словами.

Кто главный герой? Какие у него проблемы? Как ему помогут дети? Решили? Тогда переходим ко второму пункту.

Шаг второй. Продумайте "многослойный" сюжет.

В наших праздниках участвуют дети самого разного уровня развития. Чтобы праздник стал универсальным и подошел для каждого, мы используем хитрость: в каждом сюжете продумываем несколько "пластов", каждый из которых будет актуален для разного уровня развития. Такая "многослойность" сюжета позволяет  прожить один и тот же праздник и детям, не понимающим речь, и детям с нормотипичным развитием, и двух-трехлеткам и семилетним "старичкам". При этом мы не меняем сюжетную линию, героев, список локаций, а лишь смещаем акцент на один из пластов для каждой конкретной группы. 

Итак, что же это за "слои"?

1. Сенсорный пласт
Среда на каждой из станций должна быть сенсорно насыщенной и необычной. Например, в пункте А дети могут, помогая какому-то из персонажей, нырять в бассейн с шарами, так мы задействуем их глубокие ощущения.



На следующей станции потребуется будить заснувшую куклу, распевая песни и раскачиваясь на качелях, получая вестибулярные ощущения. На третьей станции нужно помочь герою-неряхе прибраться в комнате, но сначала он начнет кидаться подушками, стимулируя зрительные ощущения малышей, активируя  глубокие и вестибулярные ощущения.

Детки, которым пока тяжело вникнуть в содержательную часть праздника, обратят внимание и получат удовольствие именно от таких сенсорных активностей. Первым делом, сочиняя очередной сюжет, мы с командой продумываем сенсорные активности для каждой из локаций. Ответьте на вопрос - что почувствуют дети на этой станции? Почему это будет приятно? Как это может "сработать" (успокоит или взбодрит учеников)?



Есть в нашей команде и художники, которые помогают  сделать реквизит необычным, рисуют декорации, притягивающие внимание малышей. Например, в прошлом году на одной из станций детей ждала гигантская - выше человеческого роста, стиральная машина, на другой - такая же большая кастрюля. Чередуя различные сенсорные ощущения, мы физически поддерживаем детей, акцентируем их внимание на том, что происходит здесь и сейчас.

Вооружайтесь кистью, фанерой и гвоздями, возьмите светодиодные лампочки, воздушные шары, разрежте пенопластовый утеплитель и сделайте снег, раскатайте синтепон и подушки из Икеи, и, конечно же, не забудьте скотч - и вы сможете создать волшебное  пространство, которое впечатлит любого ребенка!

2. Предметно-действенный пласт

Вся суть нашей бродилки состоит в том, чтобы помочь главному герою справиться с "бедой". На каждой очередной "станции" мы встречаем новых персонажей, указывающих нам путь или дающих ключи, которые в будущем сложатся в единую картинку и помогут ребятам выполнить основную задачу. Этим персонажам, по обыкновению, также требуется какая-то помощь. Поэтому дальше вам необходимо придумать, какое действие дети будут  выполнять на каждой станции. Тут мы отвечаем на вопрос: "Кого встретит ребенок? Какая у этого персонажа проблема? Как ребята помогут?"



Очень важно, чтобы действие было  доступным для самостоятельного выполнения (или выполнения с помощью родителя) для каждого ребенка. Наши малыши вытаскивали "ключи" из коробок с пшеном, забирались на скалодром "чтобы повесить и посушить белье", вылавливали из бассейна с шарами рыбок, которые уплыли от мамы.

Подумайте, какие возможности предлагает обородувание, которое у вас есть, и оттолкнитесь от этого. Выполняя предметно-действенные задания, ребята, которые уже многое понимают, но еще не могут говорить, получают возможность полноценного и осмысленного участия в празднике.

3. Смысловой пласт

Ну и конечно, мы придумываем тексты для каждого из персонажей, простые диалоги, загадки и речевые задания для тех детей, которые уже способны говорить и понимать речь. А если детки пока не говорят или плохо понимают речь, то делаем акцент на сенсорно- и предметно-действенных моментах, максимально "сворачивая" содержательную часть. Однако с группой любого уровня мы исполняем простые песни и поддерживаем элементарный диалог. Чтобы это получилось, важно придумать эти тексты правильным образом.

Шаг третий. Придумайте понятный текст и песни.

Обычно это незамысловатые песенки на один-два куплета для каждого персонажа, дорожная песня-бродилка и "песня-побудитель".

Все эти песенки состоят из самых простых слов и придуманы по определенным законам:

Песня персонажа.

С помощью нее герой представляется, рассказывает о своей беде и обозначает задание, которое предстоит выполнить группе. В этой песне должен четко читаться посыл - кто перед детьми и чего он от них хочет.

Например, запутанный в паутине паук у нас пел:


«Сотню лет сижу я на стене,

Жду веселых звуков в тишине.

Эй, друзья, ко мне придите,

Паутину расплетете!»

После этого детям нужно было пробраться через паутину к герою и достать его игрушки.
А царевна Несмеяна, которая ждала малышей на вершине башни, пела:

«На высокой башне плачу я с утра.

Раньше самая красивая была...

Но расчесывала волосы густы

И резинки потеряла, и банты...

Помогите, дети, стать повеселей,

Поднимите украшения скорей!»

На этой станции дети поднимались на несколько ступеней по скалодрому и крепили заколки на спущенную с башни косу.

Песня-бродилка или дорожная
.

Под нее мы переходим со станции на станцию… По сути, это главная песня праздника, которая месяц спустя все еще звучит в ушах сотрудников. Эта песня исполняется в тот момент, когда группа переходит с места на место. Она должна быть одной и той же, чтобы уже на третий раз, заслышав ее, дети и взрослые понимали, что пора перемещаться. Это очень хорошо "собирает" группу. Текст этой песни описывает главную интригу квеста, возвращая участников к их «основной миссии».😆

Например, мы искали птичку, распевая:
«Куда же птица пропала?
Может, в реку упала?
К кроту в нору угодила?
И там погостить решила?
К белке в дупло заглянула?
А там незаметно уснула?
К мышке в нору попала,
Или в ямку упала?
Поможем собаке птичку найти!
Долго придется идти!»

Песня побудитель.

Звучит на каждой станции в момент, когда деткам необходимо что-то сделать. Должна быть универсальной и легко подхватываться. Мы любим простую песню: "Давай, давай... лампочку включай/Елку наряжай? Кубики вставляй/Выше залезай!" - вы уже поняли, в конец строки можно добавить практически любой текст. Такая песенка звучит браво и ее легко подхватить, а значит ее поют все, включая родственников и соседей по этажу.

Постепенно, когда ребенок слышит этот текст, он начинает готовиться к своей очереди, к выполнению действия. А некоторые родители рассказывают, что форма ушла в народ и звучит дома по утрам: «Давай, давай, штаны надевай/портфель собирай/колготы надевай...» 

Текст сценария мы прописываем подробно, каждую реплику ведущего – конферансье - персонажа - тьюторов/детей... Он должен быть максимально простым, состоять из нераспространенных предложений и знакомых слов.

Вот фрагмент из сценария начала одного из праздников:

"Встреча в холле. Дети наряжают елку вместе с сопровождающими и родителями. Играет Музыка… К детям присоединяется Снегурочка, «конферансье» и тьюторы.
Конферансье: «Снегурочка! Мы елку нарядили, давай Деда Мороза звать, будем хоровод водить и подарки дарить».
Снегурочка: «Зачем его звать? Он здесь, вон - за елкой ждет!»
(Под елкой сидит наряженная в костюм Деда Мороза большая мягкая игрушка, она накрыта тонким покрывалом).



Все зовут: «Дед Мороз! Дед Мороз!»

Дед Мороз не откликается, дети и взрослые  подходят к нему  – снимают ткань, трогают, видят, что дедушка ненастоящий.

Конферансье: «Что ж, идем по домам? Елка без Деда Мороза не получится... Кто подарки дарить будет?»

Снегурочка: «Нет! Нужно дедушку найти! Его одежда здесь. Значит и сам он где-то неподалеку!»

Раздается стук из-за соседней двери.

Снегурочка: «Слышите! Там за дверью кто-то есть!»
Группа подходит к двери, видим замок.

Снегурочка: «Смотрите, тут замок! И цепь! Видите, какая толстая! Нам не открыть!»
Включается проектор. На экране появляется Дед Мороз…

Шаг четвертый.  Подготовьте "Живое" музыкальное сопровождение.

Проще всего пригласить человека, который хорошо играет на гитаре - он сможет переходить с группой со станции на станцию, наигрывая песни. Нам очень повезло, аккомпаниатор, который работает в нашем центре - человек-оркестр, он наигрывает то на гитаре, то на небольшом переносном синтезаторе, то на губной гармошке. Разнообразие инструментов украшает атмосферу, а живое исполнение дает возможность подстраивать исполнение под ребят, ускорять или замедлять его. При необходимости какую-то песню можно повторить два раза, исполнение другой - ускорить, а в моменты пауз просто начать играть "Рождественские бубенцы". Использование фонограммы не даст возможности так тонко подстроиться, но это лучше, чем ничего.

Шаг пятый. Скомпонуйте комфортную группу.

Важно, чтобы людей на празднике было "в самый раз" - не много и не мало. Есть секрет, как сформировать комфортную группу:

- подобрать деток плюс-минус одного уровня, которые будут "получать одинаковое удовольствие от жизни", то есть больше акцентироваться на одном из пластов сюжета - сенсорном, предметно-действенном или смысловом.

- подобрать ведущего и его условного "напарника" - конферансье. В основном все диалоги будут разворачиваться между ними. Главная роль этой пары не столько сценическая, сколько организационная. Поэтому речь идет не о профессиональных актерах, а о педагогах. Ведь ведущий контролирует темп действа, обращает внимание тьюторов, с каким ребенком имеет смысл задержаться на конкретном задании, а какому дать больше самостоятельности. Он знает детей, умеет устанавливать руководящий контроль внутри  группы и обладает авторитетом в родительской среде. А уж если такой человек еще и артистичный, то вы сорвали джек-пот. 

- подобрать тьюторов. В зависимости от уровня развития деток, мы готовим сопровождающих для каждого ребенка или нескольких человек "на подхвате" для более "продвинутых" групп.
Основная задача тьюторов, помимо помощи деткам и включения их в сюжет - создавать праздничную атмосферу. А это значит, что в нужных местах, прописанных в сценарии, эти ребята создают то "радостный галдеж», то "разочарованно вздыхают". Тьюторы помогают деткам поддерживать диалог с ведущим, повторяют ребенку некоторые вопросы, если это необходимо, и максимально отстраняются с теми группами, которые способны самостоятельно говорить и регулировать свое поведение, и больше включаются в группах, в которых дети пока не могут ответить на вопрос самостоятельно.

- провести "разъяснительную работу" с родителями. С одной стороны, опыт стандартных Елок делает часть родителей напряженными, они пытаются ограничить ребенка в перемещениях, одергивают малыша, если он активно себя ведет. Есть и другая крайность - отпустить ребенка в "свободный полет", вооружившись фотоаппаратом, или и вовсе, ждать малыша в коридоре. То, что на нашей Елке другие правила, мы обсуждаем заранее. 


Мы настроены на максимальное включение малыша в процесс, а родители - наши партнеры, которые наравне с тьюторами участвуют в веселье и помогают своему ребенку получить массу удовольствия.

Как сделать родителей парнерами, а не наблюдателями?
- Проговорить, как нужно.
- Показать модель нужного сопровождающего поведения своим примером.
- Пригласить профессионального фотографа.

Шаг шестой. Грамотно зонируйте пространство.

Для того, чтобы группа "не рассыпалась", нужно четко зонировать пространство в помещении, в котором проходит праздник. Когда мы устраивали Елку в центре, в котором не было зала, мы перемещались по коридору между кабинетами, причем каждый кабинет был своей станцией, со своим героем, а в последнем стояла Елка. Сейчас наши праздники проходят в огромном зале в центре "Шалтай-Болтай". Мы разграничиваем пространство стропами, на которые натягиваем шторы и перемещаемся между импровизированными комнатками. Елка встречает нас в холле, в который мы возвращаемся в самом конце праздника на пять минут. А маленькую комнату для игровой терапии мы используем в качестве "сумеречной" зоны - там деткам показывают театр теней, мультфильм или диафильм.

Шаг седьмой. Правильно передвигайтесь от станции к станции.

Чтобы дети и родители не рассыпались, нужно выстроить группу таким образом, чтобы всем все было видно и легко было участвовать. Мы перемещаемся между станциями, распевая песню "для переходов", держась за руки в порядке ребенок-родитель или ребенок-тьютор-ребенок-родитель. 

Перемещение с места на место цепочкой дает возможность "держать общий ритм" и не терять участников при переходе с локации в локацию. На каждом переходе мы поем "дорожную песню", и дети с удовольствием маршируют друг за другом в такт мелодии. В какие-то года мы брали веревку-канат с узелками и держались за нее, в другие - мастерили деревянный поезд с вагонами, который перевозил детей с места на место. 

Как видите, не так важно, как именно будет перемещаться группа, важно, чтобы все не разбегались и были "в моменте", исполняя песню.

Шаг восьмой. Варьируйте темп происходящего.

В зависимости от темперамента группы, степени усталости или бодрости детей, мы ускоряем или замедляем темп повествования, скорость выполнения заданий. На каких-то из станций мы можем провести всего три минуты, максимально ускорившись, а где-то задержаться на 7-10 минут, например, раскачиваясь в полумраке на качелях и приходя в себя.

Шаг девятый. Грамотно распределяйте время.

Для того, чтобы внимания деток хватило на весь праздник, обычно на каждой из станций мы проводим около 5 минут. Еще 10 минут отводим на просмотр театра теней или праздничного мультика в темной комнате, которые завершаются "большим тарарамом" - запуском сверкающих в темноте шаров или барахтаньем в бумажных сугробах...

Последние 5 -7 минут остаются Деду Морозу. Дедушка выводит деток из пещеры, водит один (очень маленький) хоровод и дарит подарки.
По нашим наблюдениям, большего от дедушки детям и не нужно. По опыту такой тайминг дает возможность повеселится, с одной стороны, и не истощает ребят - с другой. Всего праздничная Елка идет около 40 минут.

Шаг десятый. Подготовьте достойные подарки.

Так как многие детки имеют ограничения в еде, мы отказались от идеи съедобных подарков.



Опыт "принесите подарок из дома" тоже ничем хорошим не увенчался - родители забывали подарки, или игрушки были неравноценны, что провоцировало ссоры между ребятами. Поэтому мы сами готовим интересные игрушки, которые так или иначе связаны с сюжетом праздника и сенсорно заинтересуют ребенка. Это могут быть книжки с оптическими иллюзиями, фонарь с диафильмами, гигантские мыльные пузыри, книжки, изображения в которых высвечивается, когда направляешь на нее фонарь. Главное, чтобы малыш мог оценить  подарок, "не отходя от кассы", сразу же после получения.

🎄🥂Желаем вам удачных Елок, веселой встречи Нового Года!

Будем рады, если вы будете применять наш опыт организации детских праздников в своей практике. Делитесь этой статьей с коллегами и друзьями, вдруг им тоже пригодится.

 

Читать статьи на похожие темы:

 

С этим товаром покупают также