Как научить ребенка читать? Методики обучения чтению
Основные подходы к обучению чтению детей можно разделить на две группы: звуковой метод и метод глобального чтения. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы помочь вам определиться, какая методика обучения подойдет для вашего малыша, сегодня расскажем о каждой из них.
Звуковой метод обучения чтению
Суть фонетического подхода заключается в том, что ребенку объясняются способы составления слогов из отдельных звуков. Когда малыш понимает принцип сладывания звуков в слоги, он способен без труда прочитать любое слово независимо от того, видел он его раньше или нет. Таким образом, метод звукого чтения является более универсальным и стратегически перспективным. Не случайно именно так учили детей читать еще в советских школах, впрочем, и в большинстве современных учебных заведений этот подход остается основным. Ребенку, которого учили читать, используя звуковой метод, будет гораздо проще понять учителя в школе, этот подход поможет малышу правильно произносить звуки, а в дальнейшем - слова и предложения.Однако стоит помнить, что данный способ обучения не подойдет деткам младше 4 лет, так как звуковая методика более скучна и сложна в освоении. Будьте готовы к тому, что в первое время чтение будет даваться ребенку с трудом, читать он будет медленно, допуская много ошибок. Следующий недостаток звукового метода касается понимания прочтенного, это связано с тем, что основное внимание ученика будет направлено на то, как произнести слоги и как слить их в слова. Чтобы ребенок понял, что прочитал, потребуется дополнительное время.
Методика глобального чтения
Метод глобального чтения можно использовать с детьми практически любого возраста, его суть заключается в следующем: ребенку многократно показываются карточки с изображением того или иного объекта с подписью к нему. Расчет делается на то, что малыш, который многократно увидит подписанное изображение, постепенно "сфотографирует" и запомнит написание слово. Эта методика пользуется популярностью для обучения чтению малышей, начиная с 3-6 месячного возраста. Главный плюс занятий по методике глобального чтения в том, что таким образом название предмета ребенку проще и быстрее запоминать. Но минус в том, что малыш запоминает слово, как иероглиф, и не делит его на отдельные звуки. Если ранее он не слышал название предмета и не видел его написание, перенести предыдущий опыт чтения на новое слово ему будет проблематично.
Как логопеды, мы не видим необходимости обучать чтению детей младше 4 лет, так как в этом процессе очень важен естественный интерес ребенка, который редко появляется до достижения указанного возраста. А у детей старше 4 лет интерес к чтению часто просыпается сам собой.
Как понять, что ребенок готов учиться читать?
Универсального возраста, в котором у всех детей просыпается интерес к чтению, не существует. Во многом все зависит от того, читают ребенку дома или нет, читают ли другие члены семьи. Когда малыш видит, что взрослые проводят время с книгой, он хочет подражать им, у него формируется интерес. По статистике, у большинства детей это происходит к 4-5 годам. Малыш начинает подбегать к маме, показывая на разные буквы, задает вопросы: "Как называется эта буква?", "Как называется другая буква?". Обращает внимание на вывески магазинов и рекламные постеры, стремится узнать названия букв. В этот момент важно подхватить естественный интерес ребенка и начать обучение навыкам чтения.
О том, как научить ребенка читать буквы в игровой форме без излишнего принуждения, мы расскажем вам в следующей статье нашего блога. Если сегодня вы нашли для себя что-то полезное, не стесняйтесь делиться статьей со своими друзьями в социальных сетях, им тоже может пригодиться.
Читать статьи на похожие темы:
- Как обучить ребёнка различать форму предметов всего за пять шагов?
- Как улучшить память ребенка?
- Как найти общий язык с ребенком?
- Как научить ребенка читать буквы?
- Как научить ребенка читать слоги?