+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

Еще один способ улучшить чистоту речи у малыша "с кашей во рту"


Иногда, вызвав у ребенка первые слова с опорой на жест, мы сталкиваемся с ситуацией, что малыш заговорил, но все еще недостаточно хорошо. В чуть более сложных словах он переставляет слоги местами, усекает или изменяет окончание. Бывает и такое, что чистота речи снижается, когда малыш начинает использовать фразы: ведь теперь ему необходимо распределить свое внимание уже не на одно, а сразу на несколько слов. От этого качество произнесения каждого отдельного слова обычно ухудшается. Ситуация эта стандартная, но неприятная - ведь мы хотим, чтобы ребенок говорил разборчиво. Кроме того, совсем скоро после появления фразовой речи придёт время заниматься грамматикой. 

А как это сделать, если ребенок не замечает звуковых нюансов слова - не слышит отличий в словах с разным окончанием или суффиксом?

Чтобы развить навыки фонематического анализа (умения различать отдельные слова и анализировать слова на отдельные звуки), мы обучаем малышей печатать на компьютере с помощью методики «Обучение чтению через печатание в качестве опоры для появления звучащей речи».

👨‍🎓ГЛОБАЛЬНОЕ ИЛИ ПОБУКВЕННОЕ ЧТЕНИЕ?

Когда мы слышим про обучение чтению особых детей, как-то автоматически вспоминаем именно о глобальном чтении - методе, когда ребенок выучивает подписи к карточкам целиком, не разбивая слово на звуки. Несомненный плюс этого подхода состоит в его мотивационности и возможности получать быструю обратную связь от неговорящего ребенка. Условно говоря, если малыш подал надпись «чашка» в ответ на демонстрацию нужного предмета - выучил слово, не подал - не выучил. С побуквенным чтением дела обстоят сложнее и, на первый взгляд, кажется, что оно не для неговорящих детей. Ведь, во-первых, процесс этот для них низкомотивационный, во-вторых, если ребенок не произносит звуки - сложно понять, прочитывает он их про себя или нет. 

Наш запатентованный метод - синтез глобального и побуквенного чтения, где существенный перевес приходится на долю побуквенного чтения. 

📚ПОЧЕМУ ТАК  ВАЖНО НАУЧИТЬ МАЛЫША ЧИТАТЬ СЛОВА ПО БУКВАМ?

Обучая деток печатанию, мы ставим перед собой конкретную цель - дать ребенку инструмент для проведения звукового анализа слова, чтобы удерживать более трудную звуковую структуру слова и верно воспринимать новые слова на слух, нарабатывая таким образом активный и пассивный словарный запас. Ведь если ты слышишь слово нечетко, сложно отличить его от другого и запомнить.

А умение прочитывать слова, в которых отличаются, например, только окончания, станет огромным подспорьем, когда ученик будет осваивать азы грамматики. С читающим малышом не придется работать только на слух, пытаясь с ребенком со снижением фонематического восприятия вызубрить, что "кладут куклУ", а "рассказывают о куклЕ". 

И это хорошо, потому что при подобной работе динамики обычно нет, ведь малыш порой просто не способен на слух уловить такие тонкие произносительные нюансы. Ребенку, который умеет побуквенно прочитывать слова, вы сможете показать, что конкретно поменялось в слове, и объяснить принцип, согласно которому эти изменения произошли. 

💻 ПОЧЕМУ ИМЕННО ПЕЧАТАНИЕ?

Хорошо, скажете вы, а почему бы тогда не научить ребенка сразу писать? Ведь этот навык тоже нужный и более актуальный для малыша, чем печатание. Отвечаем - так-то оно так, однако письмо - гораздо более сложный координационный процесс, требующий определенной моторной зрелости, которую не всегда достигает ребенок 4 лет. Именно в этом возрасте мы рекомендуем учить читать и печатать детей с речевыми трудностями, а так как нажать на кнопку гораздо проще, чем написать букву - мы останавливаемся на печатании.

Для детей с двигательными нарушениями, которым бывает трудно печатать (они могут попадать пальцами не по той кнопке или между двумя кнопками, им трудно держать кисть - рука опускается на несколько клавиш сразу) мы придумали эрготерапевтическую накладку на клавиатуру. Это такой жесткий прозрачный пластиковый чехол, который надевается поверх клавиатуры и защищает ее от нецелевых движений. На этой накладке есть прорези для каждой кнопки: чтобы нажать на нее, нужно опустить палец в отверстие. Каркас накладки позволяет человеку лучше удерживать руку, когда он опускает палец, чтобы нажать на конкретную кнопку. При желании вы можете изготовить такой чехол самостоятельно из дерева или плотного картона.

⌚ КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ГОТОВ К ПЕЧАТАНИЮ?

Если ребенку исполнилось 4 года, и у него есть серьезные речевые трудности: он только начинает произносить первые слова или же говорит много, но совсем неразборчиво, то вам стоит начать обучать его чтению через печатание. Для деток младше четырех лет мы не рекомендуем эту методику.

🆎 В ЧЕМ СУТЬ?

Мы должны привести ребенка к тому, что взрослый диктует слово, а ученик под диктовку старшего, при необходимости помогая себе жестами, набирает слово на клавиатуре. В свою очередь, прочитав на экране то или другое слово, он может по просьбе взрослого найти на столе и подать нужную картинку, указать на обозначенный предмет. Для того, чтобы дойти до такого уровня, нужно правильно организовать процесс обучения, начать с простых и понятных для ребенка инструкций и четко следовать этапам, сформулированным в методике.

🙋‍♀КАК ГОТОВИТЬСЯ?

Вам понадобится:
1⃣ Внешняя клавиатура, на которой с помощью корректора необходимо замазать клавиши с изображением букв и клавишу delete;

2⃣ Нужно открыть на компьютере документ, выбрать альбомную ориентацию и включить клавишу caps lock, чтобы все буквы отображались как прописные. Выберите жирный шрифт 72 кегля и подключите клавиатуру к компьютеру.

3⃣ Для ребенка со сложностями управления рукой понадобится эрготерапевтическая накладка на клавиатуру.

4⃣ Подготовьте парные карточки с короткими словами из трех-четырех звуков, которые как слышаться, так и пишутся. Слева должно быть написано слово, а справа - находится изображение к нему. Размер карточки - примерно 8 см на 2 см. 
🦉ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК, ЧТОБЫ ПРИСТУПИТЬ К ПЕЧАТАНИЮ?

✅ 
Если ваш ребенок имеет поведенческие особенности, необходимо приучить его спокойно сидеть за столом рядом с подключенной клавиатурой и не колотить по кнопкам руками.

Если у малыша есть сложности с навыками визуального сканирования, обучите его заранее сопоставлять изображение на карточке и на клавише. Для этого наклейте на разные клавиши разноцветные рисунки и научите малыша ставить карточку с таким же изображением, как на кнопке.

Если ребенок не может запомнить, как называется та или другая буква, сконструируйте буквы из предметов, с которыми играли при запуске речи и приклейте эти прототипы на бумагу. Например, звук [П] можно выложить из пробок, звук [К] нарисовать на кубике, звук [М] сложить из меха - и так далее. Научите малыша сперва называть такие «предметные» буквы, а потом проводите работу по накладыванию стандартных букв на предметные прототипы, называя каждый звук и показывая соответствующий жест. Постепенно отходите от предметных прототипов к стандартной букве.

🏃‍♀С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Первое, чему стоит научить ребенка - перепечатывать слово, написанное на картинке, которая помещена на клавиатуру. Это познакомит его с технологией выполнения задания, покажет, чем именно мы будем заниматься. Для этого напишите на клавиатуре (поверх корректора) три звука. Например, это могут быть звуки [М], [А] и [К]. Вырежьте три карточки с аналогичными звуками и покажите ребенку, как накладывать карточку над соответствующей клавишей, а после чего нажимать на нужную кнопку. Обратите внимание ребенка на экран, укажите на напечатанную букву пальцем, назовите ее. 

Когда ребенок освоит эту нехитрую науку, выставьте на клавиатуру карточку со словом «мак» и рисунком, а поверх каждой из букв наложите вырезанные буквы (по принципу лото). После этого начните диктовать слово, утрируя произнесение первого звука и сопровождая его соответствующим жестом. Помогите ребенку наложить на клавиатуру первую букву и нажать на клавишу. Продиктуйте слово повторно, утрируя второй звук и помечая его жестом. Помогите ребенку напечатать слово. Продиктуйте слово в третий раз, выделяя голосом третий звук и показывая жест. Попросите ребенка напечатать третий звук. После чего проведите пальцем по экрану и прочитайте слово. 

 🔍КАК ВЫБРАТЬ ЛЕКСИКУ? 

Слова должны сотвествовать трем критериям.
1⃣ слово должно писаться так же, как читается;
2⃣ оно должно состоять из 3-4 звуков;
3⃣ по-началу, следующее слово должно получаться, если вы допишите на кавиатуре всего одну букву.  

Например, к звукам  [М], [А] и [К] дописываем звук [О]. Теперь возможно напечатать уже два слова: «мак» и «ком». 

Дописываем звук [С] и получаем уже три слова: «сок», «мак», и «ком».
Этот принцип позволит ребенку постепенно познакомиться с новыми звуками, не перегружая его внимание. Дальше вы можете подбирать слова по тому же принципу. Среди первых слов обычно встречаются такие:  «сок», «кот», «суп», «рот», «шар», «нос», «дом», «мак», «рак», «бык», «дым» и так далее. В 
скором времени мы продолжим тему и  расскажем о дальнейших этапах работы следующих статьях.

➡➡А пока включайте видео и знакомьтесь с первым этапом освоения чтения через печатание!

Уже сейчас следующие этапы работы можно узнать, посмотрев фильм  "Обучение чтению через печатание в качестве опоры для появления звучащей речи" 

📌📋Сохраняйте статью к себе на стену, чтобы не потерять, делитесь с друзьями - возможно, им будет интересно. И обязательно задавайте ваши вопросы, которые возникают по ходу чтения статьи в наших социальных сетях - мы с радостью ответим на них!


ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ