Игровой логопед. Как не ошибиться с выбором специалиста?
Отличительной особенностью игровой логопедии является не неформальная обстановка, яркие игрушки и картинки на стенах кабинета, как может показаться из названия. Безусловно, отталкиваться от мотиваций ребенка и учитывать их при подаче заданий чрезвычайно важно. Но не менее важен структурный подход, который является основой метода и о котором часто забывают специалисты.
Что мы имеем в виду?
Это значит, что игровой логопед, который занимается по методике Т. Грузиновой и Е. Гуриной, не будет работать с ребенком одновременно на разных уровнях языковой организации: учить неговорящего ребенка произносить слово и тут же просить его повторить фразу с этим словом, да еще и «по ходу» поправлять окончания. Стратегия «все и сразу» неверна, так как сильно путает ребенка со сложной речевой патологией. Он не может охватить всю речевую систему единовременно, в итоге получается работа «обо всем и ни о чем».
В рамках методики Т. Грузиновой и Е. Гуриной «Запуск речи неговорящих детей», отталкиваясь от игровых мотиваций ребенка, мы строго соблюдаем последовательность и этапность работы. Переход с этапа на этап происходит только после проведения тестирования, которое показывает, что ребенок должным образом освоил текущий языковой уровень.
Какие уровни языковой компетентности выделяются грамотными игровыми логопедами?
- Фонетический уровень.
В основе этой иерархии лежит звуковой или фонетический уровень, то есть, умение человека произносить звуки. Каждого неговорящего ребенка мы учим внятно повторять за взрослым слова, делать это произвольно и бегло. Если пришедший ребенок уже владеет обозначенным навыком, работа продолжается со следующего уровня.
- Лексический уровень.
Следующий уровень - смысловой или лексический. Осваивая лексический уровень, человек понимает, что те звуки и слова, которые он говорит, что-то обозначают – предмет, действия, признак предмета и так далее. Проще говоря, тут мы формируем словарный запас, состоящий из существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и так далее. Важно на этом уровне дать ребенку понять, что все, что его окружает, имеет свое название. Помогая ему запомнить ключевые слова, мы формируем базовый словарный запас. Если к нам приходят детки, которые сразу проходят тестирование объема словарного запаса, то работа с ними начинается со следующей ступени.
- Синтаксический уровень.
Следующий уровень - уровень фразы или синтаксический. В работе над ним педагог обучает ученика компоновать отдельные значения – слова, в последовательности составляя фразы и обращенные связные высказывания. А также раскладывать те предложения, которые он слышит, на отдельные элементы – то есть, «прокачивает» понимание фразовой речи.
После освоения фраз и проведения тестирования педагог обучает ребенка компоновать из отдельных предложений небольшие рассказы, участвовать в диалоге как со взрослыми, так и со сверстниками.
Если к нам приходят детки, которые умеют строить фразы, связно излагать свои мысли и поддерживать общение с ровесниками, то работа с ними начинается со следующего – грамматического уровня.
- Грамматический уровень.
Завершает речевую иерархию грамматический уровень, на котором человек обучается оформлять отношения между словами, руководствуясь правилами, принятыми в родном языке. То есть, на этом уровне логопед учит ребенка верно использовать категории рода, числа, падежи и так далее.
На этом работа в рамках методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» заканчивается, и мы можем решить какие-то локальные речевые задачи, отталкиваясь от персонального запроса семьи.
Важно, чтобы специалист, с которым вы знакомитесь, был настроен не только «поиграть с ребенком для развития речи», но и разделял структурный подход. То есть, мог продиагностировать ребенка и сказать, на каком уровне языковой организации тот находится сейчас, какая ближайшая языковая цель для него актуальна, какие техники логопед планирует использовать для ее достижения и на какие сроки можно ориентироваться. Важно, чтобы логопед умел концентрированно работать на нарушенном уровне, используя доказательные техники развития речи, и переходил на следующую ступень только после реставрации более низкого в речевой иерархии уровня.
Такой работе мы учим в онлайн-школе Игровой логопедии и в учебных фильмах нашего производства:
Об авторах методики
Методику «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» разработали два логопеда из Москвы:
Татьяна Вячеславовна Грузинова
Закончила Московский Государственный Университет имени Ленина по специальности «логопед-дефектолог».
Елизавета Алексеевна Гурина
Закончила Московский Государственный Гуманитарный Университет имени Шолохова по специальности «учитель-логопед».
Методика была сформулирована в 2012 году, когда Татьяна и Елизавета познакомились и обнаружили, что в своей предыдущей профессиональной практике разрабатывали два направления, которые логично объединяются в единый метод работы по развитию речи неговорящих детей.
В предыдущей практике Татьяна занималась вызыванием вокальной стороны речи, то есть, обучала неговорящих детей произносить звуки и слова. Елизавета, в свою очередь, изучала развитие понимания речи, работу с алалией и обучение детей фразовой речи.
В 2012 году был открыт центр Территория речи, который начал работать по новой методике, а в 2013 году стартовало первое обучение логопедов, которое успешно реализуется по сегодняшний день.
Ваши вопросы по методике запуска речи вы можете направить нам на электронную почту info@motivation-shop.ru или задать их по телефону: 8 (800) 550-11-94
Читать статьи на похожие темы:
- Особенности 1 модуля дистанционного курса онлайн обучения логопедов и дефектологов в «Школе игровой логопедии»
- Тревожные сигналы, указывающие на нарушения развития детей от 0-3 лет
- 5 секретов, как помочь крохе начать говорить
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
- Игра и речь. Как научить ребенка повторять звуки?
- Продолжаем развивать мышление и речь вашего малыша
- Игры с сенсорными мячами, в которые вы ещё не играли