Уважаемые посетители сайта! Магазин закрыт и товары не  доступны для покупки. Доступны новые материалы:  Дистанционное обучение специалистов: https://igrolog-school.ru Клуб «Компетентный Родитель» помогает родителем с особенными детьми изменить их жизнь к лучшему. Мы проводим дистанционное обучение поведенческой ABA-терапии для детей с аутизмом, ОВЗ, СДВГ. https://comparent.ru Логопедические центры «Территория речи» http://speech-area.ru/projects/shkola-igrovoj-logopedii Продукцию можно приобрести на озон (товар будем добавлять) по поиску бренда «Школа игровой логопедии» Более подробную информацию вы можете получит,   написав письмо на эл. адрес:  info@motivation-shop.ru
+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

Методика «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи»

В этой статье мы рассмотрим методику «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи»: кто ее придумал, как она работает, какие вопросы и проблемы решает, чем отличается от других методик и в чем ее преимущества. Эта статья написана для специалистов, поэтому в ней использованы профессиональные термины и обороты.

Как работает методика «Запуск речи неговорящих детей
от 0 – до фразовой речи»?

Центральная идея методики – начинать работу с вызывания звучащей речи, и только после того, как ребенок физически сможет повторять за взрослым слова и фразы, приступать к работе по их осмыслению, проводя малыша последовательно по основным ступеням освоения языка.

В рамках методики специалист помогает ребенку осваивать сначала лексический уровень языка, потом обучает складывать отдельные слова в предложения и только затем – объединять предложения в связное высказывание и грамматически правильно его оформлять.

Работая по методике «Запуск речи неговорящих детей», мы максимально качественно отрабатываем каждый языковой уровень, прежде чем переходим к следующему. Это значит, что с ребенком, который не умеет уверенно повторять за взрослым слова, мы не будем ставить цель развивать фразовую речь, ведь ему пока не на что опереться при говорении фразы. Последовательность, системность и отслеживаемый результат – ключевые ценности нашего подхода.

Отличие от традиционных методик

  1. Важность произношения.

Классические логопедические методики изначально формируют пассивный словарный запас и позже переводят его в активный. Говоря условно, сначала ребенка учат подавать картинку в ответ на инструкцию «Где ...?» и лишь потом ожидается, что ребенок начнет называть изученный предмет. Однако в таком подходе есть узкое место: если ребенок не может произнести слово, мы не можем быть уверены в том, что он зафиксировал на нем свое внимание, что он его различает с другим, звучащим аналогично.

В то же время, если ребенок указывает нам на нужную карточку по инструкции – совершенно не факт, что это слово он может произнести, так как у большой части детей с особенностями есть проблемы именно с произвольным произнесением слов.

А вот если ребенок произносит слово, когда ему показывают тот или другой предмет, то он с высокой долей вероятности и подаст его в ответ на инструкцию взрослого. Поэтому, опираясь на исследования, а также в целях экономии времени в методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной мы начинаем работу сразу с активного словаря и огромное внимание уделяем обучению произнесения слов по инструкции взрослого.

  1. Гарантированное вызывание звуков.

В рамках нашего подхода Татьяной Грузиновой разработана уникальная запатентованная технология, гарантированно вызывающая все звуки, предлагая обширную систему опор, в том числе, физическую помощь, жестовые подсказки, визуальные символы. Методика гарантирует результат как детям, в произносительном репертуаре которых уже присутствует часть звуков, так и малышам, которые не умеют произнести ни одного звука по инструкции.

Огромное внимание на логопедических занятиях уделяется уходу от каждой из перечисленных подсказок, после того, как звук автоматизирован. Такой способ помогает ребенку освоить произнесение слогов и слов в кратчайшие сроки.

  1. Третья отличительная черта метода – игровой подход.

Еще одно отличие методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» – работа в игровом формате. Авторы методики назвали этот подход «игровая логопедия». Это значит, что при выборе приемов и техник развития речи педагог отталкивается не от «положенных по возрасту» материалов, а от мотиваций и стремлений, присущих конкретному ребенку, что очень важно.

В норме речь появляется в начале второго года жизни ребенка как инструмент общения и служит для того, чтобы описать свои наблюдения, попросить что-либо у близких, предложить им свою помощь. А освоение речи как минимальной мыслительной единицы происходит позже – на третьем году жизни. По словам Л. С. Выготского, в два года происходит встреча мышления и речи. До этого речь имеет исключительно коммуникативную функцию.

В рамках игрового подхода в логопедии мы повторяем нормативный путь, создаем много ситуаций взаимодействия, в рамках которых ребенок может применить речь для общения. Мы делаем это с неговорящими детьми любого возраста, так как, сколько бы лет ни было ребенку, если ступень не пройдена – дальше речь развиваться не будет.

В классических логопедических методиках речь развивается с использованием картинок, в академической среде. На первый взгляд, это разумно – часто деткам, которые занимаются с логопедом при аутизме или алалии, значительно больше двух лет. Проблема в том, что по существу они еще не прошли ключевую ступень в овладении речью: не поняли, что речь обслуживает их потребности, что использовать ее удобно. И «усаживать» таких детей с картинками за стол – бессмысленно, ведь выученные таким способом слова часто никак не переходят в обычную жизнь, и используются ребенком лишь на занятии.

Именно поэтому некоторые дети, развитие речи которых происходило в академическом ключе, могут говорить и называть картинки, но не используют речь для общения. Особенно это характерно для детей с аутизмом.

Все первые слова и фразы, говорить которые дети обучаются в рамках методики «Запуск речи не говорящих детей от 0 – до фразовой речи», используются для общения. То есть, ребята обозначают ими свои желания, наблюдения, эмоции – а значит, легко переносят навыки в жизнь и используют изученные слова в повседневной среде.

  1. Четвертое отличие методики «Запуск речи неговорящих детей» – мы работаем в плотном партнерстве с родителями, которые участвуют в логопедических занятиях и активно занимаются в повседневной жизни, обучая ребенка использовать речь в постоянном общении. 

Логопед в рамках подхода Т. Грузиновой и Е. Гуриной не стоит на вершине пирамиды, не диктует стратегии работы, а лишь предлагает доказательные, проверенные временем подходы, показывает технологию их использования. Однако родитель и его запрос – ключевые факторы успеха всей работы по запуску речи, и в рамках методики он является полноправным партнером в деле речевого развития ребенка, к его мнению и пожеланиям прислушиваются. Запрос семьи является одним из определяющих критериев при выборе стратегии речевого развития конкретного малыша.



Обобщая материал статьи, хочется акцентировать внимание на плюсах методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи»:

  • Она позволяет работать с ребенком в позитивном ключе, без насилия над его естественными мотивациями и потребностями.
  • Доставляет ему радость.
  • При этом предлагает обозримый и измеримый результат.
  • Ставит четкие цели.
  • Воздействует точечно на процесс, который нарушен, реставрируя его и позволяя продвинуться дальше.

При работе по этой методике мы ставим локальные цели на несколько месяцев и определяем для них речевую задачу, которая будет реализована. В конце обозначенного периода производится оценка. Это позволяет оценить точность, динамику и скорость развития речи вашего ребенка.

Методика используется в логопедических центрах «Территория речи» в Москве и Крыму, доступна в виде онлайн программ для родителей.

Мы обучаем авторскому подходу в нашей онлайн школе логопедов из любых точек мира. Переходите по ссылке, чтобы узнать больше!

 

Читать статьи на похожие темы:

 

С этим товаром покупают также