Связь между речевым развитием и сенсорной интеграцией
Существуют различные точки зрения относительно наличия связи между речью и сенсорной интеграцией, вплоть до диаметрально противоположных. Одни специалисты считают, что все нарушения речи обязательно связаны с сенсорной дезинтеграцией. Другие говорят, что связи между проблемами речи и сенсорной интеграцией нет. Мы считаем, что реальное положение вещей – между этими двумя крайними точками зрения.
Что такое сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция представляет собой комплекс сенсорных сигналов, на базе которых мозг формирует эмоциональные реакции и поведение и обеспечивает эффективные реакции тела на внешние раздражители.
Цель этого процесса – планирование и выполнение каких-либо действий в ответ на внешний или внутренний сенсорный раздражитель.
Понятие сенсорной интеграции первой сформулировала лечебный педагог и эрготерапевт Джин Айрес в 1963 году, в работах которой было отмечено, что нарушения в процессах обработки сенсорной информации, то есть информации, поступившей через органы чувств, ведут к проблемам в поведениии. В дальнейшем она разработала методику терапевтического вмешательства, направленную на исправление нарушений в сфере сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция является тем направлением, которое должно помочь формированию телесных предпосылок речевого развития ребенка.
По опыту работы с детьми с тяжелыми и средними нарушениями речи мы можем определить, что у многих из этих детей нарушены телесные либо коммуникативные предпосылки речевого развития.
Предпосылки речевого развития ребенка
Понятие «телесные» подразумевает здесь нечто большее, чем управление ручной моторикой или способность передвигаться. Речь идет о разнообразных ощущениях в теле, которые являются фундаментом для развития когнитивных процессов и саморегуляции.
Мы часто сталкиваемся с двумя крайностями в подходах к предпосылкам речевого развития ребенка, которые, на наш взгляд, могут принести вред.
Первый вариант – давайте мы сначала доведем до нужного состояния предпосылки речевого развития, и только после этого будем заниматься развитием речи.
Но проблема заключается в том, что в развитие ребенка нужно успеть вложиться за очень короткий период. И у нас нет времени ждать, пока сформируются предпосылки нормального речевого развития ребенка, которые могут и вообще не сформироваться за нужный срок, и время будет упущено, а результат не достигнут. Поэтому для таких случаев обязательно нужны занятия с логопедом.
Второй вариант крайнего подхода – не будем вообще заниматься развитием предпосылок речевого развития, которые еще не сформировались, а будем решать только актуальные задачи. Проблема в этом случае заключается в том, что у ребенка, которому сложно понимать свои ощущения и регулировать свои состояния, сильно ограничиваются возможности развития, в том числе, речевые.
В данном случае оптимальные возможности для речевого и когнитивного развития ребенка дает совместная работа логопеда и специалиста по сенсорной интеграции.
Читать статьи на похожие темы:
- Особенности 1 модуля дистанционного курса онлайн обучения логопедов и дефектологов в «Школе игровой логопедии»
- Тревожные сигналы, указывающие на нарушения развития детей от 0-3 лет
- Методика «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи»
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
- Базовые игры и упражнения для развития речевого дыхания, и почему это важно
- Как научить ребенка читать слоги?
- Как научить ребенка обуваться?