Уважаемые посетители сайта! Магазин закрыт и товары не  доступны для покупки. Доступны новые материалы:  Дистанционное обучение специалистов: https://igrolog-school.ru Клуб «Компетентный Родитель» помогает родителем с особенными детьми изменить их жизнь к лучшему. Мы проводим дистанционное обучение поведенческой ABA-терапии для детей с аутизмом, ОВЗ, СДВГ. https://comparent.ru Логопедические центры «Территория речи» http://speech-area.ru/projects/shkola-igrovoj-logopedii Продукцию можно приобрести на озон (товар будем добавлять) по поиску бренда «Школа игровой логопедии» Более подробную информацию вы можете получит,   написав письмо на эл. адрес:  info@motivation-shop.ru
+7 (499) 450-27-68
+7 (800) 550-11-94

info@motivation-shop.ru

Средства альтернативной коммуникации для детей – использование жестов на занятиях с логопедом

Жесты являются одним из средств альтернативной коммуникации, которые используются логопедами при работе с детьми для достижения определенных целей. Эти цели и способы использования жестикуляции мы рассмотрим в данной статье.


Когда нужны жесты

Вначале давайте рассмотрим две ситуации, в которых может происходить обучение ребенка жестам.

  1. Ребенка обучают жестам вместо слов в долгосрочной перспективе. Этот способ жестовой альтернативной коммуникации применяется для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), например, с нарушением слуха. Наши поведенческие аналитики ведут обучение детей такой альтернативной коммуникации в АВА проекте «ПАПа»
  2. Другая ситуация – использование жестов логопедами при обучении не говорящих детей и детей с РАС. Такой вид альтернативной коммуникации имеет четко определенную цель – вызвать речь. В этом случае жесты используются не для замены речи, звуков и слов, а в качестве подсказок. Рассмотрим подробнее использование альтернативной коммуникации в занятиях с детьми.



Мы используем два вида таких подсказок:

- «цифровые» жесты – каждый жест означает определенный звук,

- «аналоговые» жесты – каждый из них означает слово целиком. Этот вариант подсказки используется в случаях, когда ребенок может повторить слово, но при этом, ему сложно удержать смысл этого слова, либо использовать его в предложении.

Какие цели при этом достигаются?

Цель 1: когда ребенок повторяет жест – это помогает сотрудничеству.

Если на занятиях вы просите ребенка произнести слово, и он его не произносит, то вы тем самым ставите себя в сложную ситуацию. Допустим, вы собирались в качестве вознаграждения дать ребенку игрушку, название которой нужно произнести, но он этого не сделал. Отдать игрушку вы не можете, так как это создаст прецедент, что ваши инструкции не обязательно выполнять, и ему всё равно дадут, что он хочет. А если вы не отдадите игрушку, вы настроите его против себя.  

Проблема решается, если вы сопровождаете звук жестом. В этом случае ребенок, если он не может повторить звук, может повторить жест. При необходимости вы можете ему в этом помочь. После этого ребенок получит желаемое, и в итоге будет реализован успешный паттерн сотрудничества, на первом этапе работы. В дальнейшей работе педагог может разными способами уменьшать количество жестовых подсказок.   

Цель 2: из подсказок педагога жест со временем перейдет в категорию самоподсказок ребенка самому себе.

В начале работы жесты исходят от логопеда, в качестве подсказки для произнесения звука или слова, которые ребенок не может произнести либо не может вспомнить. По мере использования жеста ребенок начинает сам его использовать, при активной поддержке логопеда.

У некоторых родителей возникают сомнения насчет того, сможет ли ребенок в дальнейшем отказаться от таких самоподсказок.

У некоторых родителей возникают сомнения насчет того, сможет ли ребенок в дальнейшем отказаться от таких самоподсказок. Но как показывает наш опыт, обычно происходит обратное – по мере развития речи ребенок начинает отказываться от жестов-самоподсказок. Хотя для логопеда они все еще могут быть полезны для исправления отдельных неточностей.

В итоге, для логопеда жесты являются своего рода мостиком, позволяющим достичь того места, где ребенок начинает использовать речь и пользоваться ей в разных ситуациях и для разных потребностей.

Почему жесты

Первая причина заключается в том, что жесты для людей являются естественными и понятными. Ряд исследований указывает, что устный язык людей произошел от жестового языка. И при этом, жестовый язык не утратил своих функций – представьте, как бы вы пробовали объясниться в другой стране, языка и слов которой не знаете? Либо если собеседник вас видит, но не слышит ваших слов? Поэтому жесты – самое понятное средство альтернативной коммуникации и для детей, и для взрослых.

Во-вторых, в отличие от картинок, жест намного ближе к звукам и речи, поскольку жест, как и звук, создается движением, с той лишь разницей, что воспринимается оно не слухом, а зрением.

Если у вас есть вопросы по использованию средств альтернативной коммуникации для детей с РАС – пишите нам на электронную почту info@motivation-shop.ru или звоните по телефону +7 (800) 550-11-94.

 

Читать статьи на похожие темы:

 

С этим товаром покупают также