Средства альтернативной коммуникации для детей – использование жестов на занятиях с логопедом
Жесты являются одним из средств альтернативной коммуникации, которые используются логопедами при работе с детьми для достижения определенных целей. Эти цели и способы использования жестикуляции мы рассмотрим в данной статье.
Когда нужны жесты
Вначале давайте рассмотрим две ситуации, в которых может происходить обучение ребенка жестам.
- Ребенка обучают жестам вместо слов в долгосрочной перспективе. Этот способ жестовой альтернативной коммуникации применяется для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), например, с нарушением слуха. Наши поведенческие аналитики ведут обучение детей такой альтернативной коммуникации в АВА проекте «ПАПа»
- Другая ситуация – использование жестов логопедами при обучении не говорящих детей и детей с РАС. Такой вид альтернативной коммуникации имеет четко определенную цель – вызвать речь. В этом случае жесты используются не для замены речи, звуков и слов, а в качестве подсказок. Рассмотрим подробнее использование альтернативной коммуникации в занятиях с детьми.
Мы используем два вида таких подсказок:
- «цифровые» жесты – каждый жест означает определенный звук,
- «аналоговые» жесты – каждый из них означает слово целиком. Этот вариант подсказки используется в случаях, когда ребенок может повторить слово, но при этом, ему сложно удержать смысл этого слова, либо использовать его в предложении.
Какие цели при этом достигаются?
Цель 1: когда ребенок повторяет жест – это помогает сотрудничеству.
Если на занятиях вы просите ребенка произнести слово, и он его не произносит, то вы тем самым ставите себя в сложную ситуацию. Допустим, вы собирались в качестве вознаграждения дать ребенку игрушку, название которой нужно произнести, но он этого не сделал. Отдать игрушку вы не можете, так как это создаст прецедент, что ваши инструкции не обязательно выполнять, и ему всё равно дадут, что он хочет. А если вы не отдадите игрушку, вы настроите его против себя.
Проблема решается, если вы сопровождаете звук жестом. В этом случае ребенок, если он не может повторить звук, может повторить жест. При необходимости вы можете ему в этом помочь. После этого ребенок получит желаемое, и в итоге будет реализован успешный паттерн сотрудничества, на первом этапе работы. В дальнейшей работе педагог может разными способами уменьшать количество жестовых подсказок.
Цель 2: из подсказок педагога жест со временем перейдет в категорию самоподсказок ребенка самому себе.
В начале работы жесты исходят от логопеда, в качестве подсказки для произнесения звука или слова, которые ребенок не может произнести либо не может вспомнить. По мере использования жеста ребенок начинает сам его использовать, при активной поддержке логопеда.
У некоторых родителей возникают сомнения насчет того, сможет ли ребенок в дальнейшем отказаться от таких самоподсказок.
У некоторых родителей возникают сомнения насчет того, сможет ли ребенок в дальнейшем отказаться от таких самоподсказок. Но как показывает наш опыт, обычно происходит обратное – по мере развития речи ребенок начинает отказываться от жестов-самоподсказок. Хотя для логопеда они все еще могут быть полезны для исправления отдельных неточностей.
В итоге, для логопеда жесты являются своего рода мостиком, позволяющим достичь того места, где ребенок начинает использовать речь и пользоваться ей в разных ситуациях и для разных потребностей.
Почему жесты
Первая причина заключается в том, что жесты для людей являются естественными и понятными. Ряд исследований указывает, что устный язык людей произошел от жестового языка. И при этом, жестовый язык не утратил своих функций – представьте, как бы вы пробовали объясниться в другой стране, языка и слов которой не знаете? Либо если собеседник вас видит, но не слышит ваших слов? Поэтому жесты – самое понятное средство альтернативной коммуникации и для детей, и для взрослых.
Во-вторых, в отличие от картинок, жест намного ближе к звукам и речи, поскольку жест, как и звук, создается движением, с той лишь разницей, что воспринимается оно не слухом, а зрением.
Если у вас есть вопросы по использованию средств альтернативной коммуникации для детей с РАС – пишите нам на электронную почту info@motivation-shop.ru или звоните по телефону +7 (800) 550-11-94.
Читать статьи на похожие темы:
- 5 секретов, как помочь крохе начать говорить
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
- Как обучить ребёнка различать форму предметов всего за пять шагов?
- Способы вызывания звуков: через эмоциональное вовлечение и механический
- Игровой логопед. Как не ошибиться с выбором специалиста?